Самообразования: «Использование дидактических и
Пятница, 09.12.2016, 00:58
Мой сайт
 
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2013 » Сентябрь » 14 » Самообразования: «Использование дидактических и
15:02
 

Самообразования: «Использование дидактических и

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

г. Мегион








Место работы: Муниципальное образовательное учреждение

«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»

Образование: высшее


Должность: учитель химии и биологии,

работает в данной школе с 1994 года.

Педагогический

стаж: 24 года 7 месяцев


Параллели: 7, 8, 9, 11, 12 классы


Творческий отчёт

учителя химии и биологии Костыриной Н.В.


О себе: Костырина Наталья Васильевна 01.04.1964 года рождения, образование высшее, окончила Омский государственный педагогический институт им. М. Горького по специальности биология. С 1983 года работаю учителем химии и биологии, с 20 февраля 1994 года в школе МОУ «В(С)ОШ» г. Мегиона. Педагогический стаж в данной школе 14 лет. Общий стаж педагогической работы 24 года 7 месяцев.

По итогам предыдущей аттестации 2003 года имею первую квалификационную категорию.

На большинстве своих уроков в процессе обучения стараюсь решать проблемы нравственного воспитания, которые, считаю, актуальны в наши дни. Стараюсь создать доброжелательную атмосферу, оказывающую благоприятное воздействие на детей.

Кроме формирования нравственности в своей педагогической деятельности перед собой ставлю такие цели:

- развитие мыслительной деятельности;

-формирование диалектико-материалистических представлений, взглядов, мировоззрений;

- развитие логического мышления;

- формирование волевых качеств личности;

- сохранение и укрепление здоровья;

- формирование коллективистических отношений, умения общаться в группе и коллективе.

Для достижения данных целей использую различные методы и приёмы. Учитывая психологию детей подросткового возраста, стараюсь сочетать доброжелательный тон, чувство такта с глубоким анализом изучаемого материала, продуманным темпом урока, фронтальной и индивидуальной работой. Важнейшим средством развития детей, считаю, является творческая деятельность. Поэтому достаточно часто на уроках и дома предлагаю выполнить задания творческого характера: придумать сказки об изученных веществах, составить кроссворды, задачи с использованием исторических фактов.

Тема самообразования: «Использование дидактических игр на уроках химии и биологии с целью развития познавательной активности обучающихся». Работаю над данной проблемой три года. Дидактические игры – это сильный стимулятор активной учебной деятельности. Будучи чрезвычайно динамичным процессом, игра развивает навыки принятия решений, анализа ситуаций и «обратных связей», планирования действий на длительную перспективу, способствуя, таким образом, творческому применению знаний и личного опыта, накопленных ранее. Дидактические игры позволяют сделать обучение более интересным, содержат не только развлекательный материал, но и направлены на развитие творческих способностей, фантазии, внимания и памяти обучающихся, расширение их кругозора, обогащают обучающихся новыми знаниями и умениями.

Я попробовала применить в своей практике большое количество разнообразных дидактических игр. Мной разработаны не только уроки, где фрагментарно применяются игровые моменты, но и уроки, где игра является ведущим метод (уроки - ролевые игры, уроки - конкурсы, уроки - смотры знаний, уроки - викторины, урок-экспертиза, урок- расследование и другие). При обобщении и систематизации изученного материала по химии и биологии провожу уроки с использованием таких игр, как

« Точно в круг», «Химический лабиринт», «Биологический бой». С целью контроля периодически устраиваю уроки-зачёты, проходившие в форме игр-соревнований между командами, в каждой из которых работает ученик-консультант.

Широкое поле деятельности для использования игр существует во внеклассной работе по биологии и химии. Дети с удовольствием принимают участие в таких мероприятиях, как игры: «Счастливый случай», «Своя игра», «Умники и умницы», «Звёздный час», «Моё здоровье» и т.д.

По данной теме выступила на школьном методическом объединении учителей естественно-математического цикла в ноябре 2005 года. С наработками по этой же теме выступила на школьном семинаре «Урок - дело творческое». Систематически даю открытые уроки для учителей школы.

В своей педагогической деятельности применяю здоровьесберегающие технологии. В связи с процессом ухудшения здоровья обучающихся в России возникают вопросы о влиянии вредных факторов на их организм и в первую очередь на его физическое и психическое здоровье. На уроках биологии и химии постоянно пропагандирую здоровый образ жизни, разъясняю возможные последствия влияния вредных факторов на организм школьника. Особое внимание уделяю правильному питанию, влиянию никотина, алкоголя, наркотических средств, влиянию компьютера на здоровье школьников, вопросам физического развития.

В 2006 году разработала рабочую программу курса «Здоровьесберегающие технологии в работе классного руководителя».

Цели программы

1.Воспитывать потребность в здоровом образе жизни, чувство ответственности за своё здоровье и здоровье своих близких.

2.Изучение влияния вредных факторов на здоровье школьников.


Задачи программы

1. Изучении прямого влияния на физическое и психическое здоровье школьника: компьютера, алкоголя, никотина, наркотических веществ.

2. Влияние вредных факторов на психическое состояние ребёнка, возникновение различных видов зависимости ( игромании, Интернет-зависимости, пивного алкоголизма, табакокурения, наркомании).

Данная программа рассмотрена на школьном МО классных руководителей и используется в воспитательной работе учителями школы.

Большое внимание уделяю проблеме мотивации. Для этого использую

различные методические приемы, которые стимулируют развитие самостоятельности и творческой активности. Одним из факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность обучающихся, является самоконтроль. Формирование навыков самоконтроля – процесс непрерывный, он осуществляется под руководством учителя на всех стадиях процесса обучения. Одной из таких форм навыков самоконтроля ученика я использую химические и биологические диктанты. Как только диктант закончился – начинается этап формирования самостоятельной деятельности – обучение их самоконтролю – организованная взаимопроверка, так и самопроверка по образцам. Образец подаю:

- в виде полного решения задачи

- или конечный результат (на доске).

Образцы (ответы) заранее записываются на доске, сразу же оцениваю диктант, практикую:

- взаимопроверку работ соседями по варианту;

- самопроверку;

- проверку учителем;

Широко применяю технологию уровневой дифференциации. Мною разработаны разноуровневые самостоятельные, контрольные и зачётные работы по всем темам химии и биологии.

Положительных результатов достигаю и за счет создания ситуации успеха для каждого ребенка: для этого подбираю такие задания детям, чтобы каждый мог справиться и получить удовольствие от проделанной работы. Стараюсь заметить малейшие успехи и достижения каждого ребенка, сочетаю разумную требовательность с уважением к личности ученика, использует эмоционально-положительный стиль общения. Это позволило создать в классе комфортную психологическую обстановку.

На всех уроках стараюсь качественно реализовать содержательность урока, используя такие моменты как психологический, методический.

Планируя структуру урока, учитываю его технологию. На каждом уроке работаю на успех каждого ученика, подбодряю его словами: «Молодец, умница, так держать!». Формирование химических и биологических понятий, развитие умений и навыков при применении тех или иных знаний, развитие интеллектуальной и познавательной способности, готовности подняться на ступеньку выше на каждом этапе урока - вот те цели, которые я ставлю перед собой решая методические задачи.

Конечная цель моей работы – получение прочных знаний, успешная сдача государственных экзаменов, продолжение обучения обучающегося в других учебных заведениях:

2004 – 2005 учебный год:

по химии - качество знаний – 31 % , по биологии – качество знаний – 37%

в высшие учебные заведения: 1 – студент (Курганская Сельскохозяйственная Академия)

2005- 2006 учебный год:

по химии - качество – 35% , по биологии – качество знаний- 38%

1 – студент Югорского Государственного Университета, инженерный факультет, 1 – студент Омского медицинского колледжа.

2006 – 2007 учебный год.

по химии - качество знаний – 39 % , по биологии – качество знаний – 41%

1 - студент Бакинского Нефтегазового Университета,1- студент Нижневартовского нефтегазового колледжа, факультет Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений, 1- Нижневартовского медицинского колледжа.

И самым главным, на мой взгляд, является тот факт, что дети с увлечением изучают биологию и химию, сдают экзамены, затаив дыхание, слушают рассказы о живом. Применяют полученные знания в повседневной жизни. Считаю, что приблизилась к реализации своей цели в обучении и всестороннему развитию личности ученика, чтобы он мог использовать знания и умения, полученные на уроках в реальной взрослой жизни, жил в ладу с окружающей природой, людьми и собой.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»


обобщающе-повторительный урок

9 класс


Тема:

«Углерод и кремний,

их соединения».


Провела:

учитель химии и биологии

Н.В. Костырина


Мегион, 2008г.

Тема урока: Углерод и кремний, их соединения.

Тип урока: обобщающе-повторительный

Методы: словесный, наглядно-образный, проблемный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Цели урока:

Образовательная: Обобщить, систематизировать и углубить знания обучающихся о элементах главной подгруппы IV группы и их соединениях.

Развивающая: Совершенствовать умения сравнивать, обобщать, делать выводы, составлять химические уравнения реакций, подтверждающие химические свойства углерода и кремния и их соединений, применять знания в новой проблемной ситуации.

Воспитательная: Воспитывать чувство коллективизма, культуру общения.

Оборудование и реактивы: Модели кристаллических решёток алмаза и графита, таблица «Применение углерода и кремния», огнетушитель, графитовые карандаши, активированный уголь, пищевая сода, оконное стекло, древесный уголь, лучина, спички, хрустальная ваза, пробирка с нефтью, растворы перманганата калия, соляной кислоты, фенолфталеина.


ХОД УРОКА

1.Орг. момент.

Учитель: Ребята! Сегодня у нас обобщающе-повторительный урок. Проведём мы его в игровой форме: «Химический бой».

В атмосфере и земной коре,

В океанах и земном ядре.

В телах растений и людей.

Он есть в тебе, он есть во мне

Всего в природе и не счесть:

Он входит в углеводороды.

Белки, жиры и углеводы.

Короче говоря,

«Царём живой природы»

Зовут его не зря.

На доске: таблица «Применение углерода и кремния». Учитель: Ребята! Так какой элемент называют «Царём живой природы»?

Обучающиеся: Углерод. Учитель: А какой неметалл входит в подгруппу углерода?

Обучающиеся: Кремний. Учитель: Ребята! Назовите тему нашего урока.

Обучающиеся: Углерод и кремний, их соединения. Учитель записывает на доске тему урока и называет его цели.

Демонстрация: Учитель в пробирку с раствором канцелярского клея добавляет 1-2 капли раствора фенолфталеина. Учитель: Почему раствор стал малиновым? Обучающиеся: затрудняются ответить. Учитель:

Вот на этот и другие вопросы мы с вами будем отвечать сегодня на уроке.


2. Актуализация ( разминка)

Индивид. задание: Один ученик (на листочке) выполняет задание:

Какое явление называется аллотропией? Назовите аллотропические модификации углерода.

У доски: один обучающийся составляет схемы строения атомов углерода и кремния и записывает их электронные формулы.

Работа с классом:

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ:

1 вариант - УГЛЕРОД, 2 вариант – КРЕМНИЙ.

1.Расположен в главной подгруппе IV группы ПСХЭ.

2.Является элементом второго периода ПСХЭ.

3.Является элементом третьего периода ПСХЭ.

4.В природе встречается только в виде соединений.

5.В природе встречается в свободном виде и виде соединений.

6. На внешнем энергетическом уровне четыре электрона.

7. Образует два оксида.

8.Имеет аллотропические модификации.

9.После кислорода является самым распространённым элементом в природе.

10. Применяется для получения типографской краски.

ОТВЕТЫ: ( самоконтроль)

1 Вариант: +,+, -, -,+,+,+.+,-,+.

2 Вариант: -, -, +,+,-, -, -, -,+, -.

Проверка выполнения индивидуального задания и работы обучающегося у доски.

3. Применение знаний в новой ситуации.

Класс делится на две команды.

ИГРА «ХИМИЧЕСКИЙ БОЙ».

Правила игры: Каждая команда на игровом поле выбирает вопрос. Например: Один – А. Учитель зачитывает вопрос. Команда отвечает. Если ответ верный, то она получает 1 балл. А если команда ответила неверно, то право дать ответ передаётся другой команде. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов. Вопросы подобраны различной сложности. Самые сложные вопросы оценены в 4 балла, а самые лёгкие в 1 балл.

На доске игровое поле:





А

Б

В

Г

1









2









3









4










ВОПРОСЫ:

1 БАЛЛ

А) Какова валентность углерода?

Б) Какой газ мы выдыхаем?

В) Где применяется углерод?

Г) Где применяется кремний?


2 БАЛЛА

А) Кристаллический кремний широко применяется в электротехнике. На каком свойстве основано это применение?

Б) Назовите формулу углекислого газа. Где он применяется?

В) Какие средства индивидуальной защиты необходимо использовать, если противник применил химическое оружие?

Г) Угольная кислота непрочное соединение. Какие соединения образуются при её разложении?


3 БАЛЛА

А) Докажите, что углекислый газ не поддерживает горения.(ОПЫТ)?

Б) Как с помощью реактивов проиллюстрировать адсорбционную способность активированного угля? (ОПЫТ)

В) Угарный газ может вызвать смертельное отравление. Почему?

Г) Я - ……… я очень твёрд. А я ……, близнец алмаза

Твёрже всех природных тел, Мягок я. Могу ещё сказать:

А потому и очень горд: Можно мной подшипник смазать,

Не заменим для горных дел. Писать стихи и рисовать.

О каких простых веществах идёт речь? Почему они отличаются по свойствам, хотя состоят из атомов одного и того же элемента?


4 БАЛЛА

А) Объясните принцип действия огнетушителя. Ответ подтвердите соответствующим уравнением химической реакции?

Б) Какую угрозу человечеству представляет массовая вырубка лесов и дальнейшее развитие автомобилестроения?

В) Составьте уравнения химических реакций по схеме: оксид углерода(IV)------ угольная кислота------- карбонат лития.

Г) Объяснить проведенный учителем опыт в начале урока.


4. Анализ урока: Учитель подводит итоги игры. Комментирует оценки.


5. Рефлексия: Обучающиеся высказывают свои мнения о ходе урока, игры.

6. Домашнее задание: подготовиться к контрольной работе теме: «Подгруппа углерода».

1 уровень: повторить основные определения

2 уровень: выполнить упр. 2,4 стр. 54.

3 уровень: Составить условия своей задачи, записать её решение в тетрадь


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»


Внеклассное мероприятие

для учащихся 7- 8 классов


Дискуссионные качели

«Пиво: вред или польза?»


Провела :

учитель химии и биологии

Н.В. Костырина


Мегион, 2008г

Классный час (для обучающихся 7-8 классов)

Дискуссионные качели.




Тема: «Пиво: вред или польза?»


Цели:

1.Вызвать интерес к проблемам укрепления своего здоровья.

2. Формирование у обучающихся осознанной потребности в сохранении и укреплении здоровья.

3.Способствовать воспитанию таких качеств, как сила воли.

4.Развитие творческих способностей учащихся.


Оформление и оборудование:

Высказывания выдающихся людей о значении здоровья, плакаты на тему : «Пиво: друг или враг?».


Форма проведения: игра

Класс делят на две команды: защитники пива и противники пива.

Ход мероприятия:

Вступительное слово учителя:

Главный санитарный врач России Г. Онищенко так сказал: « Не СПИД, не туберкулёз погубят Россию, а пивной алкоголизм среди юного поколения».

В России около 60% молодёжи страдает так называемым пивным алкоголизмом. Возраст « первого алкогольного глотка» в России - 14-15 лет. В стране за последние годы появилось 111 наркологических центров для детей. В нашем городе молодёжь также любит этот напиток. Среди учащихся 7-8 классов нашей школы 100% обучающихся пробовали пиво, 72 % - употребляют по праздникам, 28 % - употребляют регулярно. Ввиду такой тенденции необходимо нам всем вместе обсудить и выяснить «Пиво: вред или польза?» (учитель называет цели классного часа)



Медик: Пиво – это не чистый алкоголь, но ведь то же можно сказать и о водке, которая является его 40% раствором. В пиве содержание алкоголя может быть различным: от 0 до 10 % и более. Спирт является сильным ядом, оказывающее не только опьяняющее, вызывающее зависимость, но и разрушающее воздействие на организм. Смертельная доза для подростка составляет 50-100 г. По расчётам экспертов Всемирной организации здравоохранения, потребление более 8 л алкоголя в год на душу населения считается опасным для физического и психического развития нации. В России эта цифра достигает 14 л. 2.6 млн. россиян вовлечены в тяжёлое, болезненное пьянство (1,8 % от всего населения страны). Медики всех стран пришли к неожиданному выводу: при употреблении пива в сравнении с другими алкогольными напитками хронический алкоголизм развивается в 3-4 раза быстрее. Пиво является самым агрессивным из легальных наркотиков, а пивной алкоголизм характеризуется особой жестокостью. Пивной алкоголизм ведет к деградации поколений, с наглядным проявлением чего мы уже сталкиваемся на каждом шагу, во дворах, подъездах.

Дискуссионные качели

1. Пиво – панацея от всех болезней.

Аргументы защитников

Аргументы противников

Исходя из древних медицинских трактатов, пиво следует пить в больших количествах при всех болезнях. Пиво применяется при истощении, а также при лечении бронхиальной астмы, бессонницы, кожных болезней и даже холеры. Немецкий профессор Кох доказал, что бациллы холеры погибают в пиве. Пивовары во время эпидемий холеры оставались живыми и невредимыми.

В наше время пиво утратило славу лечебного напитка. Пиво быстро всасывается в кровь, переполняет кровеносное русло, в результате возникает варикозное расширение вен и расширение границ сердца. Рентгенологи называют это синдромом «пивного сердца». Сердце провисает, становится дряблым, теряет свою роль живого мотора. Некоторые производители пива добавляют в него кобальт для повышения пенообразования.

Кобальт занимает место кальция в сердечной мышце. Однако свойственные кальцию функции, усиление возбуждения и сокращения сердечной мышцы, кобальт выполнять не может. Это способствует развитию сердечной недостаточности.

2.Пиво и дето рождение.

Аргументы защитников

Аргументы противников

Почти все авторы старых книг рекомендуют пить пиво кормящим матерям и грудным младенцам, всерьёз утверждая, что после материнского молока пиво – самая подходящая пища для детей. Считалось, что пиво повышает мужскую потенцию.

Алкоголь, содержащийся в пиве , оказывает вредное воздействие на половые железы мужчин и женщин, приводит к перерождению их в

жировую ткань с последующей атрофией. Злоупотребление пивом вызывает снижение половой потенции. Опасно пить пиво матери, вскармливающей грудным молоком ребёнка





3. Пиво и спорт

Аргументы защитников

Аргументы противников

Употребление пива повышает спортивные показатели. В институте спортивной медицины в Риме спортсменам разных категорий давали в течение месяца пиво в качестве единственного напитка

( кроме воды)

Даже малые дозы пива снижают спортивные показатели. Например, конькобежцы и пловцы, выпившие по литру пива, снизили скорость плавания и бега на коньках на

20 %.

4. Пиво – молодёжный напиток.

Аргументы защитников

Аргументы противников

У пива множество достоинств, которые делают его особенно пригодным в качестве напитка для молодёжи. Недорогой, с небольшим содержанием алкоголя, этот напиток можно пить на ходу, без застолья, на которое у молодых часто не бывает денег. Употребление пива дает лёгкость и уверенность в общении, позволяет забыть о своих проблемах.

Однако содержащийся в пиве алкоголь способствует формированию алкогольной зависимости. Через время требуется употребление больших доз алкоголя для достижения той же степени опьянения. И именно тогда звучит выражение: « Пиво без водки – деньги на ветер!». А результат –алкоголизм на лицо.


5.Пиво пить – поддержать отечественного производителя

Аргументы защитников

Аргументы противников

Все чаще видим рекламу марок пива с русскими названиями. Можно гордиться за отечественного производителя, вытеснившего импорт из родных пивнушек.

До 70 % выпускаемого в России пива контролируется иностранным капиталом. При просмотре рекламы пива нужно хорошо помнить географию: «Невское» - это Дания, « Старый мельник» - это Турция, «Толстяк» -это Бельгия, « Бочкарев» -это Исландия, хмель – из Чехии, солод – из Франции. А что из России. Ваши рубли.

6. Пиво и реклама.

Аргументы защитников

Аргументы противников

«Делай как мы, и у тебя всё будет хорошо!», - внушают нам с экрана телевизора молодые и красивые люди. Мы хотим быть такими же, и пиво поможет нам приобрести новых друзей и стать привлекательными.

Реклама является одним из способов повышения продажи любого товара. Помимо ознакомления потенциального покупателя с новой продукцией она создаёт привлекательный образ товара. Многие подростки «клюют» на рекламный крючок, полагая, что пиво поможет им стать успешными и уверенными в себе. Статья 16 Федерального закона « О рекламе» дополнена пунктом 2, в котором говорится, что реклама пива, распространяемая любыми способами не должна: 1) создавать впечатления, что употребление пива имеет важное значение для достижения общественного , спортивного успеха.

2) содержать утверждения о том, что употребление пива является одним из способов утоления жажды.

3) быть непосредственно обращенной к несовершеннолетним лицам.

4)использовать прямые утверждения о безвредности пива.

5)вестись от имени общественных и политических деятелей, а также от лица известных актёров, деятелей культуры, спортсменов.





Конкурсы:


1. Команды принимают участие в конкурсе «Предупреждающий знак». Учащиеся рисуют знак, который необходимо размещать производителям пива на бутылках. Данный знак должен сигнализировать об опасности напитка, содержащего алкоголь. Побеждает команда, чей знак более убедительно символизирует опасность алкоголя.

2. Конкурс пословиц:

Командам необходимо объяснить пословицы:

1.Пьяному море по колено, а лужа по уши.

2.С хмелем познаться – с честью расстаться.

3.Что у трезвого на уме – у пьяного на языке.

4. Пить до дна - не видать добра.


Заключение: Жюри подводит итоги, объявляет команду, победившую в дискуссионных качелях и проводимых конкурсах.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»


Внеклассное интегрированное мероприятие

для учащихся 11-12 классов


« ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ»


Провела :

учитель химии и биологии

Н.В. Костырина


Мегион, 2008г

Внеклассное интегрированное мероприятие

«За чашкой чая»
Просмотров: 316 | Добавил: thforcy | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск

Календарь
«  Сентябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2016Сделать бесплатный сайт с uCoz